Владислав Михно

6986.2
Россия, Москва

Интранеты: тенденции 2012

Австралийская консалтинговая компания Step Two Designs, более десяти лет занимающаяся интранетами, подвела итоги своего ежегодного конкурса Intranet Innovations. Интересно не распределение мест в призовой таблице, а основные тенденции 2012 года, которые удалось отследить команде Step Two Designs.
Интранет для всех

Социальные инструменты – ожидаемая составляющая интранетов

В прошлом году одной из основных тем для обсуждения был рост «социальности» и «неформальности» интранетов. В 2012 году данный тренд только усилился. Самое широкое применение в различных сферах нашли микроблоги, социальные сети и ленты активности. Вообще 2012 год оказался богатым на грамотно реализованные внедрения социальных интранетов.

Эксперты Step Two Designs особо отметили голландский интранет для учреждений госсектора на базе социальной платформы Pleio. Большая часть государственных структур Нидерландов либо уже мигрировала, либо находится в процессе перехода на новую платформу. Остальные как минимум активно пользуются ею для организации совместной работы и общественного обсуждения правительственных инициатив. Основной функционал системы составляют микроблоги и ленты активности.

По наблюдениям  Step Two Designs, компании перестали зацикливаться на самих инструментах. Теперь гораздо больше внимания уделяется тому, как работают обычные люди – сотрудники компаний. Социальные инструменты просто подстраиваются под их нужды.

Хороший пример подают интранеты компаний Stockland (недвижимость) и Coca-Cola Enterprises  (в представлении не нуждается), где основные инструменты интегрированы в главную страницу интранета. В обеих компаниях адекватное позиционирование и успешное продвижение социальных инструментов достигается за счет использования понятных и привычных работникам терминов.

При этом в Stockland сделали упор на  так называемые «круги» - рабочее пространство для сообществ, удобное для организации совместной работы над проектами.

Coca-Cola Enterprises внедрила микроблоггинг, который стал частью масштабного проекта Get Connected . Цель «Get Connected» - стимулировать использование широкого спектра коммуникативных средств, необходимых в различных рабочих ситуациях.
«Pleio» – интранет и платформа для совместной работы
«Pleio» – интранет и платформа для совместной работы, которая активно используется голландскими госучреждениями. Это полностью социальная платформа с большим выбором инструментов, одним из которых являются микроблоги. На рисунке показано отображение лент активности в виде информационной панели.

Геймификация получает все большее распространение

Геймификация - одно из направлений, тесно связанных с социальными интранетами. Игровые механики понемногу используются компаниями на протяжении вот уже нескольких лет. Чаще всего это выражается в раздаче призовых очков и бейджиков. Таким образом поощряется активное участие в онлайн-жизни или предоставляется положительная обратная связь.

В тоже время геймификация разделила сообщество на два противоборствующих лагеря. Часть интранет-менеджеров ставит под сомнение пользу от геймификации в интранетах и сомневается в ее позитивном влиянии на развитие корпоративных соцсетей.  Тем не менее, по итогам 2012 года в Step Two Designs отмечают, что геймификацию начинают использовать для стимулирования изменений в бизнесе и поведении сотрудников. Особо склонны к этому в компаниях с неформальной корпоративной культурой.
Интернет может быть опасен

В качестве самого яркого примера геймификации Step Two Designs  приводит проект российского онлайн-ритейлера Enter («Связной»). Эксперты высоко оценивают попытку создать уникальную корпоративную культуру, в которой ключевыми являются три компонента – развлечения, соучастие и стремление к совершенству.

Все сотрудники Enter участвуют во внутренней мотивационной игре. Рейтинг каждого сотрудника складывается из баллов, получаемых за  генерацию идей, публикации на корпоративном портале, проведение мастер-классов, привлечение в новых сотрудников, выполнение KPI, благодарности от коллег. Лидеры рейтинга в качестве награды становятся участниками уникальных путешествий-приключений.

Эксперты Step Two Designs, считают, что Enter реализует смелый эксперимент по использованию игровых техник для достижения реальных бизнес-результатов и привлечения новых сотрудников. Насколько велико окажется влияние интранета на формирование корпоративной культуры, станет понятно уже в ближайшие месяцы.

Мобильность развивается, но не так быстро как могла бы

Мобильные технологии в корпоративном сегменте развиваются достаточно быстро, но далеко не во всех организациях. Наибольший прогресс достигнут в сфере дизайна и развития мобильных интранетов. Однако до сих пор распорядители бюджетов в компаниях склонны ограничивать расходы на мобильные интранеты, хотя определенные подвижки в данной области все-таки есть.

Вероятно, одним из самых разительных изменений за последние 12 месяцев стал резкий рост использования компаниями планшетных компьютеров и появление концепции Bring Your Own Device  (BYOD – Принеси Свое Собственное Устройство). Это не могло не сказаться на проектах, представленных на конкурс в Step Two Designs.

Среди наиболее интересных проектов - мобильный интранет mLink от компании Judge Group (подбор персонала, коучинг, тренинги). Мобильное приложение разрабатывалось, чтобы обеспечить доступ к корпоративной сети с самых разных устройств, как личных, так и корпоративных, с планшетников и смартфонов, Android, iOS и BlackBerry.

В своем мобильном интранете Judge Group старалась воплотить лучшие наработки из мировой практики. Разработчики уделили достаточно внимания не только рабочим потребностям сотрудников (например, обеспечили мобильный доступ к CRM-системе), но и реализовали адаптивный веб-дизайн (Responsive Web Design), чтобы мобильный доступ был одинаково удобен на всех типах устройств.

В целом, компании демонстрируют разную степень заинтересованности в мобильных приложениях для интранетов. Если в «Judge Group» запуск «mLink «произошел одновременно с запуском интранета и вообще входил в число приоритетов, то у других участников конкурса мобильные версии были в лучшем случае только  небольшой частью более крупных проектов. Кроме того, во всех представленных проектах существовало жесткое ограничение по ресурсам, а сами проекты реализовывались преимущественно только IT-службами компаний.
мобильнsq интранет mLink компании Judge Grou
В мобильном интранете mLink компании Judge Grou доступны новости, список сотрудников и некоторые другие ключевые функции.

Исследование аудитории – ключ к успеху

В предыдущие годы победители Intranet Innovations в основном были представлены проектами, которые выполнялись в крайне сжатые сроки. Команды проектов состояли сплошь из фанатиков и энтузиастов, стремившихся максимально быстро прийти к финишу.

В этом году все решительно изменилось. Сами проекты стали масштабнее и многие из них основываются на серьезных исследованиях аудитории. Очевидный факт: командам, которые тратят время на изучение пользователей, удается достичь отличных результатов, создать более совершенный дизайн и добиться высоких показателей освоения. В разных случаях это достигалось разными методами: наблюдением, опросами, с помощью пилотных запуском или внедрения в несколько итераций.

Один из проектов, в котором успешное решение было создано благодаря масштабным исследованиям – проект департамента образования Нового Южного Уэльса (NSWDEC). Команда NSWDEC внедрила персонализируемый тулбар для интранета, благодаря которому персонал может сохранять ссылки на приложения, необходимые для ежедневной работы. Персональными опросами компании, посвященными исследованию потребностей пользователей, было охвачено свыше 240 учебных заведений. Хотя на самом деле список вопросов был довольно мал.

На основе исследований были определены требования к проекту и стратегия внедрения. У разработчиков было полное понимание, что необходимо пользователям и как они хотят использовать тулбар. Результатом такой работы стал очень заметный уровень освоения нового функционала интранета.

Как отмечают эксперты Step Two Designs, другие участники конкурса широко использовали в своей работе пилотные проекты и итеративный подход.
Персонализированный тулбар для сотрудников Департамента образования Нового Южного Уэльса Департамент образования Нового Южного Уэльса представил персонализированный тулбар для сотрудников (в основном учителей школ и других образовательных учреждений) для сохранения ссылок на необходимые приложения и контент. Привлекательный дизайн и интуитивно понятный интерфейс, в котором используются крупные иконки, облегчает пользователям  управление тулбаром. Широкомасштабная исследовательская программа, несмотря на недостаток данных об использовании тулбара, позволила создать очень успешное решение и добиться высокого уровня освоения.

Интранет – источник ценной информации

«Большие данные» и использование их конкурентных преимуществ – еще один тренд, активно обсуждаемый в контексте развития социальных интранетов. Организации аккумулировали колоссальные массивы информации. Интранетам приходится учиться эффективному поиску ценной информации в бескрайних океанах данных.

Компании Urbis (консалтинг в сфере обустройства городской среды) удалось научить свой интранет находить даже «труднодоступную» информацию и данные, спрятанные в разных системах, а затем представлять их в наглядной форме.

«Панель мониторинга» от Urbis показывает критически важную финансовую информацию по компании и ее подразделениям в виде цифр, графиков и элементов приборной доски.

«Панель мониторинга» установлена у всех директоров компании. Теперь они гораздо лучше осведомлены о происходящем, поскольку до внедрения «панели» подобную информацию получить было непросто.

Примечательно, насколько сильное влияние появление «панели» оказало на поведение пользователей. Когда директора видят, что один из показателей попал в «красную зону», они инстинктивно пытаются действовать так, чтобы как можно быстрее вывести его на допустимый уровень. Цветовая индикация исподволь призывает к активности, стимулирует такой тип поведения, который необходим для того, чтобы компания оставалась конкурентоспособной.
«Панель правления» от Urbis «Панель правления» от Urbis визуализирует ключевые финансовые показатели в виде графиков и элементов приборной доски. Показывая данные как по компании в целом, так и по отдельным подразделениям, «панель» стимулирует требуемое поведение руководства компании.

Что год грядущий нам готовит?

Сохранится ли доминирование социальных трендов? Как будет развиваться мобильный сегмент?

На эти вопросы сможет ответить только время.

Источник                                                                            Российский интранет (облачный сервис)

Социальная паутина
 
Владислав Михно22 ноября 2012
858
 15.83