Александр Утюгов

742.1
Россия, Москва

Шаг к звёздам

Шаг к звёздам
Танегашима это небольшой остров в Тихом Океане, на сотню километров южнее самого южного (из крупных) японского острова Кюсю. Именно там, в 1543 году пристал сбивший с курса в Китай Португальский корабль и японцы впервые познакомились с огнестрельным оружием, а во времена Сёгуната остров был центром его производства. Но Танегашима манила меня не старинными мушкетами или тёплым океаном. Дело в том, что на острове расположен крупнейший японский космодром, где намечался запуск тяжёлой ракеты H-IIA, несущей спутник Мичибики. Вообще-то, старт изначально планировался раньше, но, из-за каких-то обнаруженных неисправностей, был перенесён на более позднее время. Возможно, большие дяди с VIP-пропусками или объективами за миллионы йен и могут позволить себе смотреть через них на запуск издалека, но у нас всё намного проще и надо как-то подбираться ближе. План весьма простой - за сутки до старта пройти в зону будущего оцепления, занять удобную позицию и затеряться в лесах. Тем более, что с Гугла такие удачные точки просматривались, как раз на берегу океана.




Танегашимский порт, в который приходят суда с Кагошимы расположен в северо-западной части острова, а Космический Центр в юго-восточной. От ближайшего городка, куда можно доехать автобусом, около десяти километров. Тут следует остановиться вот на каком аспекте. Территория Космического центра хоть и имеет, установленные границы, но не является единым пространством - по территории проходят автодороги "островного" значения, от них идут свертки к стартовым комплексам и другим зданиям. Напоминает бетонку и отвороты от неё к военным частям. В обычное время эти дороги открыты для свободного перемещения, но в дни стартов зона трёхкилометрового радиуса от стартового комплекса блокируется, досуп только для служб космодрома. Для тех, кто желает посмотреть запуск предлагаются площадки на значительном удалении - километров семь. Дело в том, с одной стороны космодром окружён океаном, а другой горами и именно эти горы мешают смотреть с более близкого расстояния, но при этом большего трёх километров. Однако меня такое большое расстояние и такие условия не устраивали...

Выйдя из автобуса я пешком отправился на космодром. Встречные люди здоровались, автомобили притормаживали, один раз даже предложили подвезти, но в целях безопасности я отказался. А местность вокруг весьма интересна. Всё - и заборы и здания напоминает о космической теме.






Так, неспеша, я дошёл до ворот ведущих к стартовым комплексам. "Дедушки-вахтёра" нету, но всё серьёзно. Забор с детектором перелазания, управляемые камеры...






Однако я обычный турист, ничего не нарушаю не прячусь и бояться мне нечего. Эта часть космодрома имеет три стартовые площадки. Одна старая, ныне "заброшенная". С неё стартовали первые японские космические ракеты, такие как, например, N-1 или N-II.










И две используемые современные для ракет H-IIA и H-IIB соответственно. Я нахожу какой-то поворот и спускаюсь к океану - очень хочется купаться, на такой-то жаре! Собственно говоря я попал на место куда хотел - берег с видом на стартовый комплекс. Ракета пока ещё не установленная, я плюхаюсь в океан. Вода оказалась просто замечательна. К слову, космодром расположен в очень живописном месте.












Накупавшись, начинаю искать место для стоянки. Оно должно удовлетворять трём требованиям - хороший вид на стартовый комплекс, быть в тени и иметь пространство для манёвра. Откуда я знаю, что делают сотрудники космодрома - может прочёсывают окрестные кусты? Кстати, слишком близко подбираться тоже нельзя. Во-первых, при старте образуется огромное облако пыли накрывая близлежащую территорию, а, во-вторых, ракета может и взорваться. Вообще, посмотреть на запуск была приоритетная задача - поэтому я не стал пытаться подойти ближе, а, не привлекая внимания, отошёл примерно на полтора километра, где обнаружил стекающий с горы ручеёк с пресной водой и лесок без подлеска. Из-под ног разбегались многочисленные крабики - тут и разбил полевой лагерь.




В семь вечера наступила темнота и на небе вспыхнули мириады звезд и лента млечного пути, видимого очень чётко и ярко. Есть что-то символичное в том, чтобы любоваться звёздами на космодроме. Лёжа на песке, под шорох океанских волн я смотрел в черно-голубую даль и думал - если бы вдруг исчезла подземка, то я пошёл бы в Дальний Звёздный Флот.

Проснувшись на следующее утро и осторожно выглянув из кустов, моим глазам предстала установленная на стартовую площадку ракета. Оказалось, что её устанавливают за 12 часов до старта, а т.к. запуск был назначен на 20-17, выходило, что её установили совсем недавно. Однако, чтобы вы могли ориентироваться в этапах предшествующих старту, японских ракетах и назначению этого старта я немного расскажу о космодроме и космической технике.

Начнём с космодрома Танегашима. Открытый в 1969 году он является самым крупных из двух японских космодромов. Космодром имеет четыре стартовые площадки. Первая, самая старая - о ней я писал в предыдущей части. Рядом находятся две современные для ракет H-IIA и H-IIB (называется старт Йошинобу) и четвёртая, самая маленькая, в совершенно другой части космодрома. На макете используемые площадки выглядят вот так.








На космодром ракеты доставляют морем в специальных контейнерах, после чего везут на предсборку, а затем и на финальную сборку. Видите высокое здание на заднем плане - там производят заключительную сборку ракеты, устанавливают в головную часть спутники, а затем, в вертикальном положении, на специальной платформе везут на стартовый комплекс, со скоростью 1 км в час. Платформу тянут на себе пара специальных весьма многоосных тягачей. Было бы весьма хорошо подлезть поближе и сфотографировать транспортировку, но это как-нибудь в следующий раз. После установки ракеты её заправляют топливом, проверяют системы, после чего следует запуск.

Основные японские ракеты, запускаемые с космодрома Танегашима это двухступенчатые H-IIA и H-IIB. Производящиеся фирмой Мицубиси, это две модификации различающие грузоподъёмностью. Версия А, называемая так-же H2A202 имеет 53х метровую длину, диаметр 4 метра при массе 289 тонн, не считая полезной нагрузки. Максимальная полезная нагрузка составляет 3700 кг, такой вес может быть выведен на геостационарную орбиту. Первая ступень оснащена одним двигателем LE-7A (тяга 112 тонн), вторая одним LE-5B (тяга 14 тонн), а для для запуска используются два реактивных ускорителя. Топливо жидкий кислород и водород, что не позволят оперативно использовать её в военных целях.

Версия В имеет длину 57 метров, диаметр 5,2 метра для первой ступени, массу 531 тонну, полезная нагрузка до 16,5 тонн. В первой ступени уже используется два двигателя и четыре ускорителя. Таким образом, В-модификация почти в два раза тяжелее. Вот этой фотографии, на переднем плане видны модели ракет рядом друг с другом. Так-же существует версия H2A204 - вариант H-IIA с 4мя ускорителями и полезной нагрузкой 6 тонн.






Приведу ещё немного технических характеристик для ракеты H-IIA: Длина ускорителя 15 метров, диаметр 2,5 метра, топливо жидкое на основе полибутана. Время работы ускорителей 100 секунд, время работы двигателей первой ступени 390 секунд, второй 580 секунд. На схеме изображён процесс вывода спутника на орбиту - на какой секунде, что происходит. Обратите внимание, что двигатель первой ступени запускается за 5 секунд до запуска ускорителей и фактического отрыва от земли - это потом будет упомянуто.

Предшественницей этих ракет была ракета H-II (без букв) использующаяся в 90х годах, а первый запуск ракеты H-IIA был проведён в августе 2001 года. С тех пор H-IIA запускали 17 раз, из них 6-ой был неудачный, а нынешний запуск 18-тый по счёту. Полезная нагрузка 18го запуска спутник Мичибики. Это первый японский спутник определения координат. Пока что это не попытка создать систему альтернативную американской GPS, Мичибики лишь улучшает эту систему для районов Японии. Дело в том, что для определения координат необходимо "поймать" сигнал минимум трёх спутников, а в районах высотной застройки или горах, сигнал от спутников, находящих низко над горизонтом, блокируется. Мичибики летает по особой "квази-зенитной" орбите, проходящей непосредственно над территорией Японии, что даёт углы свыше 60 при приёме его сигналов (в Токио не менее 70ти градусов) и вероятность блокировки зданиями или рельефом заметно снижается. Форма орбиты спутника очень похожа на восьмёрку и затрагивает так-же Австралию, Индонезию и Папуа Новую Гвинею с оборотом в сутки. Замечу, что это первый японский спутник с такой формой орбиты.

Но вернёмся к запуску. В 10-47 утра блокировалась трёхкилометровая зона вокруг стартового комплекса и на задолго до этого времени на берегу появилась охрана - видимо просто убедилась, что на пляже никого нет. К "моим кустам" никто не пытался подойти. После этого я не видел ни одной живой души, а на ракете тем временем шли заправочные операции - видны испаряющиеся жидкие газы. 








Все эти 12 часов ожидания я провёл сидя в кусах, точнее под сенью кустарников. Успел поесть, поспать, послушать музыку, проделать лаз к краю кустарника и расчистить место для штатива. Через сотовый выходил в интернет, где публиковались этапы подготовки к старту - окончание заправки, проверка тех или иных систем. По правилам решение "запускать или нет" принимается три раза - перед установкой ракеты, в процессе заправки и проверки и после окончания этих операций. Все три раза сказали "да".

В семь вечера накатила темнота и у меня снова возникла мысль "подойти ближе или нет", но и опять я отказался. Особых плюсов в фотографировании приближение на 500 метров не принесло бы, но вот если бы меня случайно засекли, то не стали бы запускать ракету пока "в зоне" люди. Запуск бы задержали, не успели бы в стартовое окно и вышло бы так, будто я сорвал запуск. Думаю, что меньше чем на диверсию это не тянет. И так острова японцам не отдаём, так ещё и космические запуски срываем. Поэтому я спокойно сидел и считал минуты до старта. Подсветка стартового комплекса была, но не такая яркая, как бы хотелось - я выставил ИСО на 400, добившись выдержки в 1\15 секунды. Ой, как я ошибался, думая что освещённости не хватит... Во территории космодрома расставлены динамики из которых был слышен отсчёт цифр стремящийся к нулю.




И вот, за несколько секунд до нуля где-то под ракетой появилось небольшое свечение, края стартовой площадки стали медленно заволакиваться белым "дымом" и вдруг вспыхнула ярчайшая вспышка света. Внезапно стало очень светло - фотоаппарат предлагающий выдержку 1\15 секунд, мгновенно переключился на 1\4000-ю! Во все стороны от стартовой площадки рванулись клубы белого дыма, как это показывают в фильмах со взрывами, а из центра этого рукотворного облака родился огромный столб пламени и на вершине огненной струи поднималась в небо ракета. За секунду она поднялась выше стартового комплекса и теперь летела в чёрном небе огромным огненным метеором с рокотом очень похожим на жужжание большого шмеля или шум прибоя.












В темноте самой ракеты не было видно - только горящая звезда и тянущийся за ней след. Вскоре перестал быть виден и след, а ракета светящейся точкой удалялась всё дальше и дальше, оставляя людям лишь гул доносившийся с небес.




На 108 секунде полёта были сброшены отработавшие ускорители, но этого уже невооружённым глазом не было заметно - Мичибки превратился в тусклую звёздочку, не превосходящую по яркости Венеру. Через 6 минут и 45 секунд после взлёта отсоединилась первая ступень, а ещё через шесть секунд заработал двигатель второй ступени. Через 28 минут 25 секунд после старта Мичибики отсоединился от второй ступени и начал свою самостоятельную космическую жизнь. А я вышел из своего укрытия, плюхнулся в освежающий океан, а потом опять лежал на песке и смотрел на звёзды, ставшие в эти минуты чуточку ближе.


источник

Александр Утюгов19 августа 2011
506
 8.47